В начале игры, или партии, каждая сторона имеет по 8 фигур: Один король - Один ферзь - Две ладьи - Два слона - Два коня - и восемь пешек - Фигуры и пешки называются материалом. Партия, таким образом, начинается при материальном равенстве сторон. Цель игры состоит в том, чтобы взять в плен неприятельского короля или объявить ему мат ("мат" по-арабски - умер). Ферзи и ладьи называются тяжелыми фигурами, а слоны и кони - легкими. В шахматной нотации приняты следующие сокращения: король-Кр, ферзь-Ф, ладья-Л, слон-С, конь-К, пешка-п. (при перечислении двух и более пешек - пп.). Всякая расстановка фигур и пешек на доске называется позицией или положением. На следующей диаграмме показана расстановка фигур и пешек в начале игры, или начальная позиция. Таким образом, белые занимают первую и вторую горизонтали, черные-седьмую и восьмую. Доска долна располагаться так, чтобы справа от играющего находилось белое угловое поле, т.е. поле h1 (для белых) и поле а8 (для черных). Чтобы не путать места короля и ферзя, запомните: "Ферзь любит свой цвет", т.е. белый ферзь должен стоять на белом поле (d1), а черный - на черном (d8). Правая (от белых) часть доски (вертикали "е" - "h") называется королевским флангом, левая (вертикали "а" - "d") - ферзевым флангом. Четыре поля в середине доски (d4, d5, e4, e5) называются центром. Это очень важный участок доски, о значении которого нам еще не раз придется говорить.
|